пятница, 13 апреля 2012 г.

Урок истории в 5 классе "Основание греческих колоний"

Конспект
проблемно-диалогического урока истории в 5 классе по теме:
«Основание греческих колоний».
Тип урока: урок изучения нового материала. Параграф предварительно прочитан детьми (опережающее чтение).
Цели урока = линии развития личности средствами истории:
1 линия – построение исторической картины мира в фактах: сформировать представление об основании греческих колоний в 6 – 8 в.в. до н.э. на берегах Средиземного и Чёрного морей.
2 линия – построение исторической картины мира в понятиях – принцип минимакса. Минимальный объём понятий:  колония, колонизация, эллины.   Максимальный уровень:  скифы, Скил, Херсонес, Ольвия, Пантикапей и др. 
3 линия – выращивание открытого исторического мышления: умение проследить в развитии сам процесс колонизации и уметь устанавливать причинно – следственные связи: почему уезжают греки?  (это будет основой, на которую потом будут нанизываться другие факты –  колонизация, как направление политики внутренней и внешней и её последствия: положительные и отрицательные).
4 линия – нравственное самоопределение –  Образование  колоний – это хорошо или плохо?  
5 линия – культурное, гражданское и патриотическое самоопределение – оценка  факта образования колоний с позиций отдельного человека, жителей полиса, интересов государства. Влияние колонизации на культуру греков и мировую культуру.
Этапы урока: 1. Краткая вступительная беседа с целью актуализации необхо-       
                          димых знаний, мотивации познавательного процесса.
                       2. Создание проблемной ситуации.
                       3. Формулирование проблемы.
                       4. Выдвижение версий, гипотез.
                       5. Планирование своей деятельности.
                       6. Открытие нового знания.
                       7. Применение нового знания – вывод по проблеме.
                       8. Домашнее задание.
                         9. Рефлексия (при наличии времени)

                                        
Ход урока.
1. На доске записаны    4 слова, одно из которых является лишним: Афины, Микены, Ольвия, Спарта. Ребятам предлагается выбрать лишнее слово и объяснить свой выбор.
Учитель сообщает, что Ольвия была греческой колонией, а остальные – полисы Греции. Учитель просит ребят объяснить понятие «полис», показать на карте записанные на доске полисы, рассказать, что они узнали о спартанском полисе. (Индивидуально: 3 тестовых задания)
А кто может объяснить слово «колония»? Мы с ним уже встречались в теме «Финикийские мореплаватели», с. 72. (колония – это поселение греков в других странах).
Вы уже догадались, что сегодня мы  будем говорить о греческих колониях. Записываем тему в тетрадях.
2. (Внимание ребят обращается на 2 факта, записанных на доске).
 Крупнейшие греческие полисы, такие, например, как Афины, Спарта,  развивались хорошо и обеспечивали себя, но часть греков, живущих в них, вынуждены были, не желая того, покидать родину и уезжать далеко за пределы Греции, в неведомые страны,  а уезжая, они плакали, тосковали, брали огонь из родного очага и бережно его хранили.
Учитель обращается к ребятам с вопросами: нет ли противоречия между этими фактами?
Какой вопрос у вас возникает из сопоставления данных фактов?
3. Ребята формулируют вопрос (учебную проблему) примерно в следующем виде:
Почему греки уезжали? Какие причины их толкали на это?
Проблема записывается на доске и в тетрадях.

В Греции (Элладе)  хорошо!                                                            Греки (эллины) уезжают  
                                                                                                                 из Греции (Эллады)



                    Проблема: Почему началась колонизация? Почему и куда греки уезжали?

 Учитель предлагает: ребята, давайте попробуем предположить, почему так произошло?
 Какие варианты ответов, версии  вы бы предложили?
4. Ребята предполагают, а учитель записывает самые интересные предположения (версии)
на доске и соединяет стрелками ключевые слова версий с записанными проблемами.
(примерные версии: п.ч.  им было плохо;
                                    п.ч. им хотелось попутешествовать и др.  .)
Что мы уже знаем по этим вопросам? Достаточно ли этих знаний для полного ответа?
5.Что нужно узнать, чтобы дать подробные ответы на эти вопросы?
Ответы ребят фиксируются в виде плана работы, можно прикреплять к доске заранее заготовленные карточки с пунктами плана. План может может иметь примерно такой вид:
  1. Кто и почему уезжал из Греции в 8 – 6  в.в. до н.э.
  2.  Где поселялись греки, покинувшие родину?  (работа с картой)
  3. Как повлияла колонизация на жизнь греков?
  4. Как складывались отношения греков с соседними народами?
Где мы будем искать ответы на поставленные вопросы?
6. Организация работы класса по открытию нового знания. Ребятам предлагается в парах поработать с дополнительным материалом (карточками с описанием конкретных ситуаций),  материалом учебника  и сделать вывод по своей карточке.   Раздаются карточки с заданиями, время выполнения ограничивается 3-мя минутами.
После заслушивания каждой пары в тетрадях записывается вывод:
А) Не хватало плодородных земель для простых греков.
Б) Боязнь долгового рабства.
В) Желание получить прибыль, обогатиться.
Г) Предводители демоса, если победу одержала знать.
Д) Отдельные правители из  знати, если победу одержал демос.
Вывод: из Греции уезжали  представители разных групп населения и причины тоже были разные, но их объединяло несколько обстоятельств. Каких? (общая родина, сходные порядки, культура, традиции, язык, религия, а также желание найти на чужбине лучшую долю, своё счастье).

 Учитель обращает  внимание ребят  вновь на проблему, записанную на центральной части доски, спрашивает, ответили ли мы на главные вопросы?
По второму пункту плана организуется вновь работа в парах. Предлагается  представить, что ребята являются жителями одной из греческих колоний и должны, поработав с картой, показать, где располагается их колония и словами описать её местонахождение.
Время выполнения ограничивается 3-мя минутами.
После заслушивания пар делается обобщающий вывод о направлениях греческой колонизации. Он записывается в тетрадях: греки основывали свои колонии на побережье около моря. Много колоний появилось на берегах Чёрного и Средиземного моря.
А теперь я предлагаю побывать вам в роли купцов. Купцы первого ряда плывут из Греции в колонии. Что они везут для продажи и обмена? Купцы второго ряда плывут, напротив, из колоний в Грецию. Чем вы загрузили свои корабли? Если затрудняются, предложить найти ответ в пункте 2  учебника.
Делается обобщающий вывод о влиянии колонизации на жизнь греков.
Развивается торговля, ослабевает напряжение в самой Греции,  распространяется высокая  греческая (эллинистическая) культура в другие страны мира.
По последнему пункту плана ребятам предлагается послушать сообщение Сунцовой Маши и сделать вывод по последнему пункту плана, а также высказать своё мнение о причинах гибели Скила, оценить поступок скифов

7.После ответов ребят учитель обращает их внимание вновь на проблему, записанную на центральной части доски и предлагает: опираясь на ваши ответы и выводы, какой ответ на основной вопрос, проблему  урока мы можем дать?
 Чьи предположения подтвердились?
 Подумайте и предложите свой вариант названия темы, ведь урок у нас пока остался без названия.  Выбрать наиболее удачный вариант, записать в качестве названия урока.
Оценить особенно активно работающих учащихся (можно с помощью цветных жетонов), однако основные оценки желательно выставить после выполнения одного из творческих заданий.
   
8. Домашнее задание и пояснения к нему:  Выполнить одно из предложенных творческих заданий на выбор: 1.Сравните греков и скифов. Можно в рисунке. (зад. на стр. 45 задачника). 2. От лица жителя греческой колонии составить творческий рассказ о том, как выглядела колония, о себе, своей жизни в колонии 3. Дать полный ответ на записанный на доске проблемный вопрос. 4. выяснить из дополнительных источников, основывали ли греки колонии на территории России.
9. При наличии времени – рефлексия: самоанализ, самооценка, взаимное оценивание.
Предлагается  закончить начатые фразы: я узнал на уроке......................................
                                                                       Меня удивило.........................................
                                                                       Я научился................................................
                                                                        Я задумался...............................................
Возможно для мониторинга применение сигнальных цветовых карточек:  попросить ребят поднять зелёную карточку, если им понравилось на уроке, было интересно, и жёлтую, если им было скучно, неинтересно.











Возможно создание проблемной ситуации: «В те времена, когда в Греции возникали города-государства, тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Почему? Что заставляло их бросать родной дом и переселять­ся в дальние неведомые страны?»
Не требуя сразу же от учащихся ответа, учитель дает зада­ние: «Выслушайте рассказ о том, как собирались в дальний путь переселенцы, и ответьте на вопрос: «Кто и по каким причи­нам покидал в VIIIVI вв. до н. э. Грецию?»
Греки уезжали за море из разных городов. Представьте се­бе, что вы оказались, например, в Коринфе — богатом торговом городе, расположенном на перешейке, отделяющем Пелопоннес от Средней Греции. Здесь собралось несколько сотен отъезжа­ющих. Они знакомятся друг с другом, расспрашивают о причи­нах, по которым каждый покидает родину.
«Я бедный крестьянин,— говорит один. — В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Уча­сток мой высоко в горах, земли в долине захватила знать. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Быть может, на чужбине я найду свое счастье».

«У меня дела похуже твоих,— рассказывает второй. — Как поставили мне на участке долговой камень, лишился я покоя, проснусь ночью и думаю: не стать бы рабом-должником. Ре­шил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Го­ворят, за морем есть страны, где сколько хочешь земли и она пожирнее, чем на берегах Нила!»

Тут к разговаривающим крестьянам подходят двое хорошо одетых греков.
«Кто вы такие? — спрашивают их. — Не похоже, чтобы голод или долги гнали вас из дому».
«Вы угадали,— отвечает один из них. — Мы торговцы и жи­вем здесь в Коринфе. Верные люди рассказали, что в замор­ских странах охотно меняют пшеницу и рабов на греческие то­вары: расписные вазы, шерстяные ткани, вино и оливковое масло. Мы поплывем с вами, морская торговля полна опасно­стей, но, может быть, она обогатит нас».
В разговор вмешиваются два брата, оба ткачи-ремесленни­ки, прежде жившие на одном из островов Эгейского моря.
«Нам пришлось навсегда покинуть родной город,— расска­зывают они. — Мы подняли демос на борьбу против энати. Началось восстание, но аристократы одержали верх, на первом же корабле мы бежали».
Один .из присутствующих хмуро молчал и не вмешивался в разговор.
«Кто ты? — спросили его. — По твоей одежде и виду ты принадлежишь к знати. Что заставило тебя присоединиться к
отъезжающим?»
«Вы не ошиблись,— отвечал этот человек. — Я происхожу из древнего знатного рода. Я был правителем в своем городе. Но однажды ночью мне пришлось бросить дом, полный доро­гой утвари и рабов. Преданный слуга сообщил мне, что в городе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей убито в собственных постелях. Эта страшная весть застала меня врас­плох, Как сказал поэт: «Я на корабль беглеца пышный мой
дом променял»..
Так разговаривали между собой эти очень разные люди. Учитель требует не пересказа приведенной выше сценки, а точного ответа на вопрос задания. В ходе беседы выделяются следующие группы переселенцев: 1) полуголодный и нищий люд (бедняки, задолжавшие знати, крестьяне, потерявшие свои участки, и.т. д.); 2) люди, вынужденно ставшие изгнанниками; аристократы из тех городов, где к власти пришел демос; во­жаки демоса из городов, где победила знать; 3) купцы, бога­тевшие на заморской торговле.



3 комментария:

  1. Вера Александровна! Поздравляю с началом ведения блога! Вот только в сообщениях не забывайте вставлять разрыв "Дальше", чтобы на Главной странице не всё сообщение было опубликовано, а только его начало.

    ОтветитьУдалить
  2. И шрифт желательно одного размера сделать.

    ОтветитьУдалить