четверг, 26 апреля 2012 г.

Отечественная война 1812 года

Урок истории в 8 классе  по теме « Отечественная война 1812 года (1 этап: наступление Наполеона)»
Цели урока:   1) Осмыслить причины, приведшие Россию к войне с  Фран-
                         цией; осознание отечественного характера войны;
                            2) Сформировать общее представление о данном историческом событии в истории нашей страны.
    Задачи:           1) познавательная: ознакомить уч-ся с 1 этапом Отечественной войны;
                            2) развивающая:  развивать умение работать с наглядным материалом и техническим оборудованием, умение работать с историч. документом; анализировать учебный материал, делать выводы и прогнозы.
                            3) воспитательная: воспитывать патриотические чувства, чувство уважения и гордости за героическое прошлое страны и своего народа, а также интерес к предмету посредством ИТ.

         Форма урока: урок объяснения нового материала с использованием интерактивной доски.        
   Оборудование:
n  Интерактивный комплекс;
n  Компьютерная презентация Power Point
n  Рабочая карта урока для каждого учащегося.   
n  Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России , XIX век», 8 класс.

Обоснование значимости проведения урока объяснения нового материала по теме «Отечественная война 1812 года»
В соответствии с рабочей программой курса отечественной истории 19 века в 8 классе на тему «Отечественная война 1812 года» отводится 2 урока, которые распределяются  согласно двум этапам войны. Данная тема является чрезвычайно насыщенной с содержательной, эмоциональной, событийной стороны. Использование ИКТ на данном уроке позволяет усилить учебную мотивацию учащихся, активизировать их самостоятельную и практическую деятельность, разнообразить виды учебной деятельности на уроке, а также органично скомбинировать повторение известного с объяснением и закреплением нового материала. Это придаёт уроку целостность и логическую завершённость. Нельзя не отметить и то, что использование данной технологии значительно оптимизирует труд учителя и позволяет создать урок  в полной мере отвечающий  требованиям, предъявляемым к современному уроку истории.

Ход урока.
1.      Мотивация: на экране демонстрируются картины известных художников о войне на фоне героической музыки.
ПЗ(постановка задания): Посмотрите внимательно и скажите, что вы видите на    экране? Что объединяет эти картины известных художников? (тема войны)
 - Какие ассоциации вызывает у вас это слово, с чем вы его связываете?
   (ребята записывают на интерактивной  доске вокруг слова «война» слова-ассоциации)
Учитель подытоживает: несмотря на всю трагичность, войны были и являются неотъемлемой частью как нашей истории, так и современной цивилизации. Но войны бывают разные. Какие вы знаете войны?
(захватнические и освободительные, Отечественные)
- Чем отличается Отечественная война от других войн? Попробуйте сформулировать определение.
Затем учитель открывает в нижней части доски определение Отечественной войны, закрашенное белым фломастером, предлагает ребятам сравнить определения.
Вы уже догадались, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Сформулируйте тему урока (появляется кадр с темой и заставкой из карты).
Давайте вспомним алгоритм, которым мы пользуемся в изучении подобных тем. (алгоритм в виде плана появляется на доске).
Мы будем изучать Отечественную войну 2 урока. Сегодня мы рассмотрим 1 этап войны, который был не самым удачным для русской армии, задумаемся над причинами войны и причинами неудач и отступления русской армии в данный период, познакомимся с ключевыми событиями первого этапа.
Перед вами рабочая карта урока с различными заданиями, с ней вы будете работать каждый индивидуально, за что в конце урока я могу поставить оценку, а вы наглядно оценить результаты своей работы. Учебник, исторические документы и интерактивная доска помогут нам в этом.

К любой войне приводят обычно какие-либо события внешней политики.
Об этом мы узнали на прошлом уроке. Используя эти знания, выполните Задание 1 и 2 в вашей карте. А один человек сделает это у интерактивной доски, выделяя верные ответы цветным маркером (ставит галочку).
ЗАДАНИЕ №1 ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
  1. Отношения между Россией и Францией до 1805 года были:
                  А/ очень дружественные
                  Б/партнерские
                           В/враждебные
2.Сражение под Аустерлицем выиграла:
               а/ Россия
               б/ Пруссия
                  в/ Франция
3.Россия вела войны против Франции в союзе с…
               а/Англией, Австрией и Пруссией
               б/ Испанией и США
               в/ Италией и Турцией.
4.Война со Швецией началась в  а/1801 г  б/1808г;  в/ 1811 году
5.Чем завершилась война России со Швецией:
               а/Швеция захватила часть Карелии
               б/ Россия присоединила Финляндию
               в/ Без территориальных изменений
УЧИТЕЛЬ: (подытоживает ответ) Итак, мы вспомнили, что с начала века у России с Францией сложились враждебные отношения. Россия в союзе с Англией, Австрией и Пруссией воевала сначала с республиканской Францией, а затем уже с империей Наполеона, который разбил их под Аустерлицем. Затем русские потерпели поражение от Наполеона под Фридландом, после чего России был навязан Тильзитский мир, вынудивший ее присоединиться к Континентальной блокаде против Англии. А теперь давайте посмотрим, к чему привело участие России в Континентальной блокаде, проверив правильность выполнения задания №2



ЗАДАНИЕ №2 (на интерактивной  доске) ОТМЕТЬТЕ, К ЧЕМУ ПРИВЕЛО УЧАСТИЕ РОССИИ В КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ БЛОКАДЕ:
  1. Война с Финляндией
  2. Разрыв торговых отношений с Англией
  3. Война со Швецией
  4. Поход в Индию
  5. Падение курса рубля
  6. Убытки в торговле хлебом
  7. Потеря независимости
  8. Таможенная война с Францией
  9. Расчленение России.
  10. Война с Турцией.
УЧИТЕЛЬ:  ( подытоживает ответ) перечисляет правильные пункты. Непокорность России воле Наполеона и ее успехи в войнах со Швецией и Турцией подтолкнули Францию к войне.

Участниками войны являлись….(после ответов учащихся демонстрируется слайд № 7  с портретами 2-х императоров).
 А теперь посмотрите в свои карты. Используя знания, полученные на предыдущих уроках и только что повторенный материал, выполните ЗАДАНИЕ №3 ОТМЕТЬТЕ ПРИЧИНЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА , а чтобы сделать это верно, а не предположительно, я предлагаю вам прежде прочесть предлагаемый в рабочей карте документ и выделить причины, о которых там идёт речь (документ проецируется и на доске. Для экономии времени организуется работа по вариантам: 1 вариант работает с первым документом, 2 вариант – со вторым)
Задание. Перед вами 1-й документ. Вы видите приказ Наполеона при переходе армии через Неман. Прочтите и проанализируйте документ. Выясните причины войны со стороны Франции.
Работа с документом.
Приказ Наполеона при переходе армии через Неман. 10 июня 1812 г.
Солдаты! Вторая польская война началась. Первая окончилась в Фридланде и в Тильзите. В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Франциею и в войне с Англиею. Ныне она нарушает свои клятвы. Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках, покуда французские орлы не отойдут за Рейн и тем не покинут своих союзников на ее произвол. Россия увлечена роком. Судьбы ее должны свершиться. Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем войну в ее пределы. Вторая польская воина будет для французского оружия столь же славна, как и первая. Но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы.
Наполеон.
“Отечественная война 1812 г” Сб. документов и материалов М.Л. Изд-во ЛН СССР, 1941, стр. 14
  • Вопрос: Каковы причины войны по словам Наполеона?
Вывод: Наполеон открыто говорит о том, что не желает иметь в Европе государство, сильнее чем Франция.
Наполеон: “Надо отбросить русских в их льды, чтобы в течение 25 лет они не вмешивались в дела цивилизованной Европы”.
  • Вопрос: Исходя из причин, определите характер войны.
Ответ: захватнический.
Аналогичная работа проводится 2 вариантом по документу “Приказ Александра I по русской армии”.
Приказ Александра I по Русской армии. Вильно, 13(25) июня 1812 г.
Из давнего времени примечали мы неприязненные против России поступки французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всем нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда, ласкаясь еще примирением, оставались в пределах нашей империи, не нарушая мира, а быв токмо готовыми к обороне. Все сии меры кротости и миролюбия не могли удержать желаемого нами спокойствия. Французский император нападением на войска наши при Ковно открыл первый войну. И так, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остается нам ничего иного, как, призвав на помощь свидетеля и защитника правды, всемогущего творца небес, поставить силы наши противу сил неприятельских. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим о их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами. На начинающего бог.
Александр.
“Внешняя политика России ХIХ и начала ХХ века т.6.М., Госполитиздат, 1962 стр. 442-443 № 178
Вопросы для анализа документа:
  • Какова причина войны со стороны России?
  • Исходя из причин, определите характер войны (освободительный)
  • Почему война стала называться Отечественной?
Ответ: Для русского народа эта война была Отечественная, так как весь русский народ боролся за свободу своей родины от иноземного порабощения.
  1. Наполеон решил завоевать весь мир
  2. Россия захотела завоевать Францию
  3. Россия не покорилась и нарушила условия Тильзитского мира
  4. Самолюбие Александра 1.
  5. Россия заключила военный союз с Англией.

(слово учителя) Начиная с 1811 г. Наполеон стал открыто готовиться к войне с Россией, стягивая к ее границам войска и создавая в Пруссии и Польше военные и продовольственные склады. В феврале 1812 г. он заставил Пруссию, а в марте и Австрию подписать военные договоры против России. Стремясь к мировому господству, Наполеон решил прежде всего покорить Россию, сделав ее своим военным и экономическим резервом в борьбе с Англией. В 1810 г. он заявил: «Через пять лет я буду господином мира — остается одна Россия, но я раздавлю ее!» Возможность нападения Наполеона для правительства России не являлась неожиданностью. Оно тоже готовилось к войне: укреплялись западные границы, проводились новые рекрутские наборы, но вначале силы были явно не равны.
 «Если я займу Киев, то этим я возьму Россию за ноги, если Петербург, то — за голову, а если Москву, то этим поражу Россию в сердце», — сказал Наполеон перед походом. Наполеон решил, что Москва для русских святой город, вроде Мекки для мусульман, и что когда московские сорок сороков церквей попадут в его руки, то русские, со свойственным им религиозным суеверием и покорностью судьбе, прекратят всякое сопротивление и смирятся. Относительно того, что он будет делать потом, после заключения победоносного мира в Москве, Наполеон высказывался скупо и противоречиво. С графом Нарбонном, которого посылал в мае 1812 г. для последних переговоров с Александром I, он откровенно говорил о дальнейшем походе на Индию.
 Итак, мы с вами определили причины войны, а теперь давайте проследим за основными событиями войны на ее 1 этапе. (Используя электронную карту интерактивной доски с элементами анимации, учитель ставит задачу: определить, как и почему разворачиваются события для русской армии на первом этапе войны).
ВОПРОС: Ребята, как вы думаете, при такой расстановке сил можно ли было остановить противника.?
 – Нет. Что же надо было сделать в первую очередь, чтобы иметь возможность противостоять врагу?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ: Чтобы иметь такую возможность, надо было объединить все русские вооруженные силы.
УЧИТЕЛЬ: Хорошо! А теперь посмотрите в свои карты на задание №4. Справиться с ним вам помогут ваши знания по истории Франции и истории Отечества. Я даю вам 2 минуты на его выполнение, после чего мы совместно его проверим.
ЗАДАНИЕ № 4 Сгруппируйте положения, относящиеся к русской и Французской армиям накануне войны 1812 года (ученики проставляют цифры в соответ. ячейки)
РУССКАЯ АРМИЯ                                                           ФРАНЦУЗСКАЯ АРМИЯ                   




1.Численность армии – 640 тысяч человек
2.Численность армии – 590 тысяч
3.В стране создана массовая армия
4.Всеобщая воинская повинность.
5.Рекрутская система наборов.
6.Служба в армии продолжалась 25 лет
7.Не было в запасе людей, обученных военному делу.
8.Армия оснащена новейшим оружием.
9.В армию включены силы побежденных стран.
10. Армия разделена к началу боевых действий на три части.

УЧИТЕЛЬ: А теперь, охарактеризовав соотношение сил, подумайте, как будут развиваться боевые действия на начальном этапе войны?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ: Учитывая, что Французская армия единая, имеет численный перевес, высокую боеспособность, русская армия вынуждена будет отступать.
УЧИТЕЛЬ: И действительно стратегическая обстановка требовала скорейшего соединения русских армий, а это заставляло отступать.
   Так война приближалась к Смоленской земле, где планировалось соединение армий Барклая де  Толли и Багратиона. Император встретился в Смоленске с местным дворянством, призвал его вооружаться и вооружать крестьян. Александр обратился к смоленскому епископу Иринею с предписанием, в котором узаконил партизанскую войну. А она уже разгорелась, еще до царских указов и наносила огромный урон вражеской армии. И если Неман перешло 640-тысячное французское войско, то к Смоленску подошло уже 200 тысяч французских солдат. Все население страны объединилось ради спасения Родины. Каждый старался помочь, чем только мог. Дворянство занялось формированием ополчения, купечество только в Москве собрало 2,5 миллиона рублей, а городской глава отдал половину своего состояния на защиту Отечества.
   В конце июля у Смоленска русским армиям удалось соединиться. Царь вернувшийся в Петербург медлил с назначением главнокомандующего. И общее руководство армиями взял на себя Барклай-де Толли – он же был военным министром. Хороший стратег, мужественный воин, но молчалив, замкнут, необщителен, поэтому подчиненные его недолюбливали. Не ладил с ним и командующий « армией Багратион – сторонник решительных боевых действий. Тем временем, победоносно завершив войну с Турцией, в Петербург вернулся М.И. Кутузов. ( На интерактивной доске появляется портрет Кутузова)
СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА: М.И. Кутузов – ученик Суворова, участвовал в штурме Измаила. Во время боя был ранен в голову.
Он – главнокомандующий русской армией на юге в войне с Турцией.
Талантлив не только как полководец, но и как дипломат, потому сумел склонить Турцию к подписанию мира на выгодных для России условиях.
Он известен как обаятельный человек и отличный рассказчик. С дамами беседовал по-французски, а в разговорах с крестьянами и солдатами употреблял простой и красочный русский язык.
УЧИТЕЛЬ: Эти качества делали Кутузова очень популярными в народе и в армии .В него верили, с ним связывали надежды на лучшее. Но царь недолюбливал его, однако, вынужден был уступить общественному мнению и ближайшему своему окружению и назначил Кутузова Главнокомандующим русской армией.
   Кутузов был уже на пути в Смоленск, когда узнал, что город оставлен. А это значило, что путь на Москву открыт Наполеону. 17 августа у села Царево Займище Кутузов прибыл в армию, возродив у бойцов надежду и боевой дух. Но армия вынуждена была продолжить отступление, т, к, надо было навести порядок в армии и соединиться с подходящими резервами. Улучшить снабжение и подтянуть дисциплину.
В конце августа численный перевес еще был на стороне французов. Но Кутузов знал, что нельзя слишком долго сдерживать рвущуюся в бой армию.
               Вечером 22 августа главные силы русской армии остановились у села Бородино на Новой Смоленской дороге в 110 км от Москвы. К югу от села в 5 км.  Была деревня Утица – на Старой Смоленской дороге. Развернувшись между ними на холмистой местности, русская армия преградила неприятелю путь на Москву. Здесь и было решено дать неприятелю генеральное сражение.
   А о том, как оно происходило нам расскажет … (уч-ся, получивший опережающее задание).А вы, ребята, внимательно слушая рассказ и работая по схеме битвы, отметьте её итог, занесите дату битвы  в карту.
ПРИМЕРНЫЙ РАССКАЗ УЧ-СЯ (сопровождается демонстрацией схемы Бородинского боя): Французы подошли к деревне Шевардино 23 августа, но были остановлены. 24 – они штурмовали Шевардинский редут. Небольшой отряд под командованием генерала Горчакова храбро отражал атаки во много раз превосходящих сил противника. А в это время на Бородинском поле русские солдаты возводили укрепления (флеши)…
(После сообщения коллективно проверяется правильность внесённых в рабочую карту урока записей по Бородинской битве, отмечается её историческое значение).
УЧИТЕЛЬ: А потом был Военный совет в Филях и принятие решения об оставлении Москвы. Но об этом мы поговорим на следующем уроке. А вам я предлагаю подумать над проблемой: Почему было принято такое решение ? Свидетельствовало ли это о поражении в войне?(вопрос записывается в тетрадь – он послужит мостиком к следующему уроку)

В заключение возвращаемся к плану-алгоритму (слайд № 4) и кратко повторяем основные выводы урока с опорой на план. Учитель просматривает рабочие карты урока ребят, оценивает работу учащихся.

Д/З § 4. Проблемный вопрос и повторение событий первого этапа войны, небольшое сообщение на одну из предложенных тем (о героях войны).


Список источников.
 1. История России. ХIX век, учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений под. ред. Данилова А.А., Косулиной Г.Л. - 4-е изд.-М.: “Просвещение”, 2003.
2. История о французском императоре. Наполеон, Жукова Л.М., М.: “Белый город”, 2003.
3. Энциклопедия для детей. Т.5, ч. 2. История России. – М.: “Аванта +”, 1997.
4. Мультимедиа-энциклопедия “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2005.
5. Мультимедийная энциклопедия “История России”, АО “Коминфо”, 2003.

Комментариев нет:

Отправить комментарий