пятница, 13 апреля 2012 г.

Урок обществознания в 6 классе "Делу время-потехе час"

Конспект урока по обществознанию в 6 классе «Делу - время, потехе - час.»

Цель: 1. Образовательная: сформировать представление учащихся о времени как ценности   и способах организации свободного времени.
2. Воспитательная: воспитывать у учащихся ответственное отношение к своему и чужому времени, способствовать формированию такого важного качества делового человека, как умение правильно организовывать своё время.
3. Развивающая: Развитие у учащихся умения рационального расчёта своего времени (учебного и свободного)
Предполагаемые результаты: 1. Высказывания учащихся, раскрывающие суть понимания времени как ценности.
2. Осмысленное выполнение заданий по организации свободного времени.


Этапы урока
Содержание работы
ИТ-сопровождение
1. Оргмомент. Мотивация учащихся
Интерактивный психологический тренинг. Деловой настрой на активную работу.
Слайд №1. Картинка-заставка
Чтение учителем стихотворения С.Я. Маршака о вре-мени с пропущенным ключевым словом с предва-рительным вопросом:
ПВ: о чём идёт речь в стихотворении?
Слайд № 2 с текстом стихотворения
Верно, о времени. И не просто о времени. «Делу-вре-мя, потехе-час» -  так будет звучать тема сегод-няшнего урока. Запишите  и предложите вопросы, которые бы вам хотелось обсудить на уроке  (обра-титься к учебнику). По ходу предложений план записывается в тетрадях.
План. 1. Что такое время?
           2. Свободное время .
           3. Как разумно организовать своё   
            свободное время?
           4. Почему время надо беречь?
Слайд № 3  с темой урока.




Слайд № 4 с планом урока.
2. Новая тема.
1. Работа с понятием (1 пункт плана):
А) что такое время?
Б) подберите и запишите слова-ассоциации к слову «время»
В) работа со словарями. Выбор и запись в тетрадь наиболее подходящего понятия.
 ПВ: Как измеряется время? Конечно, с помощью часов. Часы - неутомимый слуга времени. Не каждый, наверное, задумывался, как много значат в нашей жизни эти две стрелки, которые без устали крутятся по кругу.
ПЗ: А вот представьте себе, что завтра во всём мире сразу сломаются все часы! Какие могут быть последствия? Посоветуйтесь в парах и предположи-те, что произойдёт в этом случае?
Предполагаемые ответы-рассуждения детей: будет беспорядок, люди потеряют счёт времени и др.
Какими единицами мы измеряем время? У меня перепутались все единицы времени. Расставьте их в порядке возрастания от меньшего к большему.
Вывод учителя и учащихся: время-это счёт, кото-рым оценивают учение, труд, добрые дела человека. ……..
Слайд № 5 со словом «время» для записи ассоциаций.

Слайд № 6. Понятия времени из разных словарей.

Слайд № 7 с изображением часов и разные единицы времени, которые перепутаны.


2. Есть такая восточная пословица: «Самое длинное путешествие начинается с первого небольшого ша-га». Давайте попробуем вместе с вами сделать этот шаг навстречу времени. Поучимся его правильно рас-пределять, чтобы успеть и поработать, и отдохнуть, и позаниматься любимым делом. Возьмём обычный день. Чтобы правильно распределить время, давайте подумаем, какие занятия для вас являются перво-очередными, главными. …(посмотрите учебник, с. 86)  Во-первых,;  во-вторых, ….
 Время, которое остаётся после выполнения обязательных дел, называют …свободным временем.
Слайд № 8 с диаграммой, где заставки частей в виде  названий разных занятий: учёба, выполнение школьных и домашних обязанностей,  свободное время. Все надписи скрыты. По мере определения они появляются на диаграмме.

3. Слово учителя: Если две первые части времени вам помогают планировать учителя, родители, то свободным  временем  вы распоряжаетесь самостоя-тельно. Его можно использовать по-разному: с пользой и бесполезно. Давайте рассмотрим некоторые примеры и оценим их с точки зрения полезности использования свободного времени.
Ребята получают карточки с заданиями и работа-ют в парах:
1 пара: знакомится с письмами ребят на с. 86 и дают оценку с точки зрения полезности проведения свободного времени.
2 пара: записывают свои, наиболее типичные заня-тия в свободное время и  дают оценку  с точки зрения полезности его  проведения.
3 пара: работает с иллюстрациями на с. 87. выделяют полезные и  бесполезные, с их точки зрения, занятия с аргументацией. Результаты работы групп обсуждаются и отдельные занятия записываются в таблицу.
Слово учителя: Оля Яковлева провела опрос  о способах проведения свободного времени учащимися 5 класса нашей школы. Послушайте, что у неё получилось и сформулируйте советы пятиклассникам о правильной организации их свободного времени. (на бумажных карточках учащимся предлагаются заготовки с началом фраз: мы советуем пятиклассникам, чтобы они в свободное время….)
Далее организуется работа в «тройках»:
1 тройка готовит аргументированный ответ на вопрос: почему в свободное время нужно заниматься физкультурой? + с. 88-89 учебника
2 тройка: почему долгое сиденье у телевизора можно считать потерянным временем? + с. 90. (предлагается карточка с заданием и началом фразы-ответа)
Группы представляют результаты работы в виде аргументированных ответов.
Без сомнения, часть свободного  времени  необходимо отвести своему хобби. Что это такое? См. стр. 90 и определение хобби. Приведите примеры хобби. Рассмотрите рисунки на  с. 94-95  и хобби людей, изображённых на картинах известными русскими художниками.
А у вас, ребята, есть хобби? Расскажите, о них, сделайте рекламу своему хобби.
(рассказы ребят)
Зачем человеку хобби? Что приобретает человек для своего развития, уделяя время увлечениям? (с. 90)
Итак, как лучше проводить свободное время?
Вывод: свободное время необходимо организовывать разумно, чтобы оно приносило пользу человеку, способствовало  его интеллектуальному, творческому и физическому развитию.









Слайд № 9 с таблицей из двух граф: полезное и бесполезное проведение свободного времени.






Слайд № 10
с фотографией проведения опроса.







Слайд № 11
Две группы картинок с проблемным вопросом
Физкультура или телевизор?





Слайд № 12 с определением хобби.


4. Проблема времени волновала людей давно. Отношение к ней нашло отражение в пословицах и поговорках на эту тему. Посмотрите на доску и установите соответствие между частями пословиц, подумайте, какой общей мыслью можно объединить эти пословицы и поговорки о времени .
Дети выполняют задание.
Предполагаемый ответ: время надо беречь. Почему?
Рассуждения учащихся.
Дополнение учителя: Умение ценить каждую минуту особенно важно в наши дни, когда ускоряются темпы жизни, труда, увеличивается объём информации и знаний. Часто мы теряем драгоценное время из-за неорганизованности, суеты, лености и т.д.
Это может обернуться большими неприятностями или даже бедой. Посмотрите, что произошло с героями сказки о потерянном времени Е. Шварца. Краткое обсуждение просмотренного с записью домашнего задания: как быть? Что делать? Придумайте своё продолжение этой сказки (§9, зад.4 из раб. тетради или зад. 8, составьте и проанализируйте диаграмму своего обычного трудового дня, сделайте выводы )

Рефлексия.



Вы сегодня хорошо поработали, и я хочу сделать вам небольшой подарок: памятка с советами рациональной организации вашего свободного времени
Слайд № 13 с частями пословиц и поговорок о времени.













Слайд № 14, отрывок из сказки Шварца


Слайд № 15 с Д/З


Слайд № 16 с фразами
Рефлексии, которые предлагается закончить учащимся
Слайд № 17  с картинкой и советами по организации своего свободного времени.
Слайд № 18 со словами благодарности за работу




Комментариев нет:

Отправить комментарий