Конспект урока по обществознанию в 6 классе «Делу - время, потехе - час.»
Цель: 1. Образовательная: сформировать представление учащихся о времени как ценности и способах организации свободного времени.
2. Воспитательная: воспитывать у учащихся ответственное отношение к своему и чужому времени, способствовать формированию такого важного качества делового человека, как умение правильно организовывать своё время.
3. Развивающая: Развитие у учащихся умения рационального расчёта своего времени (учебного и свободного)
Предполагаемые результаты: 1. Высказывания учащихся, раскрывающие суть понимания времени как ценности.
Этапы урока | Содержание работы | ИТ-сопровождение |
1. Оргмомент. Мотивация учащихся | Интерактивный психологический тренинг. Деловой настрой на активную работу. | Слайд №1. Картинка-заставка |
Чтение учителем стихотворения С.Я. Маршака о вре-мени с пропущенным ключевым словом с предва-рительным вопросом: ПВ: о чём идёт речь в стихотворении? | Слайд № 2 с текстом стихотворения | |
Верно, о времени. И не просто о времени. «Делу-вре-мя, потехе-час» - так будет звучать тема сегод-няшнего урока. Запишите и предложите вопросы, которые бы вам хотелось обсудить на уроке (обра-титься к учебнику). По ходу предложений план записывается в тетрадях. План. 1. Что такое время? 2. Свободное время . 3. Как разумно организовать своё свободное время? 4. Почему время надо беречь? | Слайд № 3 с темой урока. Слайд № 4 с планом урока. | |
2. Новая тема. | 1. Работа с понятием (1 пункт плана): А) что такое время? Б) подберите и запишите слова-ассоциации к слову «время» В) работа со словарями. Выбор и запись в тетрадь наиболее подходящего понятия. ПВ: Как измеряется время? Конечно, с помощью часов. Часы - неутомимый слуга времени. Не каждый, наверное, задумывался, как много значат в нашей жизни эти две стрелки, которые без устали крутятся по кругу. ПЗ: А вот представьте себе, что завтра во всём мире сразу сломаются все часы! Какие могут быть последствия? Посоветуйтесь в парах и предположи-те, что произойдёт в этом случае? Предполагаемые ответы-рассуждения детей: будет беспорядок, люди потеряют счёт времени и др. Какими единицами мы измеряем время? У меня перепутались все единицы времени. Расставьте их в порядке возрастания от меньшего к большему. Вывод учителя и учащихся: время-это счёт, кото-рым оценивают учение, труд, добрые дела человека. …….. | Слайд № 5 со словом «время» для записи ассоциаций. Слайд № 6. Понятия времени из разных словарей. |
Слайд № 7 с изображением часов и разные единицы времени, которые перепутаны. | ||
2. Есть такая восточная пословица: «Самое длинное путешествие начинается с первого небольшого ша-га». Давайте попробуем вместе с вами сделать этот шаг навстречу времени. Поучимся его правильно рас-пределять, чтобы успеть и поработать, и отдохнуть, и позаниматься любимым делом. Возьмём обычный день. Чтобы правильно распределить время, давайте подумаем, какие занятия для вас являются перво-очередными, главными. …(посмотрите учебник, с. 86) Во-первых,; во-вторых, …. Время, которое остаётся после выполнения обязательных дел, называют …свободным временем. | Слайд № 8 с диаграммой, где заставки частей в виде названий разных занятий: учёба, выполнение школьных и домашних обязанностей, свободное время. Все надписи скрыты. По мере определения они появляются на диаграмме. | |
3. Слово учителя: Если две первые части времени вам помогают планировать учителя, родители, то свободным временем вы распоряжаетесь самостоя-тельно. Его можно использовать по-разному: с пользой и бесполезно. Давайте рассмотрим некоторые примеры и оценим их с точки зрения полезности использования свободного времени. Ребята получают карточки с заданиями и работа-ют в парах: 1 пара: знакомится с письмами ребят на с. 86 и дают оценку с точки зрения полезности проведения свободного времени. 2 пара: записывают свои, наиболее типичные заня-тия в свободное время и дают оценку с точки зрения полезности его проведения. 3 пара: работает с иллюстрациями на с. 87. выделяют полезные и бесполезные, с их точки зрения, занятия с аргументацией. Результаты работы групп обсуждаются и отдельные занятия записываются в таблицу. Слово учителя: Оля Яковлева провела опрос о способах проведения свободного времени учащимися 5 класса нашей школы. Послушайте, что у неё получилось и сформулируйте советы пятиклассникам о правильной организации их свободного времени. (на бумажных карточках учащимся предлагаются заготовки с началом фраз: мы советуем пятиклассникам, чтобы они в свободное время….) Далее организуется работа в «тройках»: 1 тройка готовит аргументированный ответ на вопрос: почему в свободное время нужно заниматься физкультурой? + с. 88-89 учебника 2 тройка: почему долгое сиденье у телевизора можно считать потерянным временем? + с. 90. (предлагается карточка с заданием и началом фразы-ответа) Группы представляют результаты работы в виде аргументированных ответов. Без сомнения, часть свободного времени необходимо отвести своему хобби. Что это такое? См. стр. 90 и определение хобби. Приведите примеры хобби. Рассмотрите рисунки на с. 94-95 и хобби людей, изображённых на картинах известными русскими художниками. А у вас, ребята, есть хобби? Расскажите, о них, сделайте рекламу своему хобби. (рассказы ребят) Зачем человеку хобби? Что приобретает человек для своего развития, уделяя время увлечениям? (с. 90) Итак, как лучше проводить свободное время? Вывод: свободное время необходимо организовывать разумно, чтобы оно приносило пользу человеку, способствовало его интеллектуальному, творческому и физическому развитию. | Слайд № 9 с таблицей из двух граф: полезное и бесполезное проведение свободного времени. Слайд № 10 с фотографией проведения опроса. Слайд № 11 Две группы картинок с проблемным вопросом Физкультура или телевизор? Слайд № 12 с определением хобби. | |
4. Проблема времени волновала людей давно. Отношение к ней нашло отражение в пословицах и поговорках на эту тему. Посмотрите на доску и установите соответствие между частями пословиц, подумайте, какой общей мыслью можно объединить эти пословицы и поговорки о времени . Дети выполняют задание. Предполагаемый ответ: время надо беречь. Почему? Рассуждения учащихся. Дополнение учителя: Умение ценить каждую минуту особенно важно в наши дни, когда ускоряются темпы жизни, труда, увеличивается объём информации и знаний. Часто мы теряем драгоценное время из-за неорганизованности, суеты, лености и т.д. Это может обернуться большими неприятностями или даже бедой. Посмотрите, что произошло с героями сказки о потерянном времени Е. Шварца. Краткое обсуждение просмотренного с записью домашнего задания: как быть? Что делать? Придумайте своё продолжение этой сказки (§9, зад.4 из раб. тетради или зад. 8, составьте и проанализируйте диаграмму своего обычного трудового дня, сделайте выводы ) Рефлексия. Вы сегодня хорошо поработали, и я хочу сделать вам небольшой подарок: памятка с советами рациональной организации вашего свободного времени | Слайд № 13 с частями пословиц и поговорок о времени. Слайд № 14, отрывок из сказки Шварца Слайд № 15 с Д/З Слайд № 16 с фразами Рефлексии, которые предлагается закончить учащимся Слайд № 17 с картинкой и советами по организации своего свободного времени. Слайд № 18 со словами благодарности за работу |
Комментариев нет:
Отправить комментарий