четверг, 24 мая 2012 г.

Моё педагогическое кредо

Эссе.
Урок, которого не было…
                                                                     Во всём мне хочется дойти
                                                                     До самой сути:                        в  работе,                                                                       
                                                                     В поисках пути, в сердечной                смуте…                                                                             
                                                                                                              Б. Пастернак
  Я сидела, расслабившись от пережитого напряжения. Меня переполняла радость! Урок получился! Было много гостей: директор, учителя, родители.
Говорили добрые слова, хвалили, даже восхищались творчеством, оригинальностью…
Приятно. В памяти всплывают строки из четверостишья моего любимого поэта Бориса Пастернака:     «Быть знаменитым некрасиво,
                                                  Но это подымает ввысь… »
Это правда. Такие моменты возвышают тебя в собственных глазах, окрыляют, помогают обрести уверенность в своих творческих возможностях и педагогических способностях. Особенно с моей заниженной самооценкой…
  И правда, кажется, осуществила все, что задумала. Наглядность – отличная, методы – нетрадиционные, логика – безупречная. Словом, получилось.
  Тихо в кабинете. Не слышно ребячьих голосов в школе. И в душе – умиротворенность и покой. Хорошо!   Прикрываю глаза. Снова, как слайды, начинают мелькать эпизоды урока. И опять внутри разливается благостный нектар удовольствия от собственной эрудированности, продуманности  и ладной скроенности всех частей урока. Ладной скроенности… Это когда ты и твои ученики как единое целое…Это единство  незримо, но ощутимо на уровне интуиции. Вот  как сегодня, например. Как сегодня? А как было сегодня?
Внутри вдруг что-то оборвалось. И по спине пополз противный холодок.
  Я прекрасно помню наизусть весь ход урока, продуманного до мелочей. А выражения глаз, лиц моих ребят не помню! Ни одной незапланированной реплики,   ни одного восклицания – дисциплина идеальная. Как же так? Почему? Я больше думала о количестве затраченного времени на каждом этапе, о том, чтобы максимально продемонстрировать своё педагогическое мастерство и творчество. А детей, моих главных героев,    я на этом уроке не видела. И не увидела, а не почувствовала так, как это бывает на обычных уроках.
  Это был полный разгром! Стало понятно, что урок не состоялся, он просто провалился. Урок для урока. Урок с детьми, но без них. Урок для гостей.
  «Открытый» для взрослых, он оказался «закрытым» для учеников.
  Я так увлеклась своим творением, что, в буквальном смысле, оторвалась от ребят и преодолевала предполагаемые учебные трудности самостоятельно вне конкретного реального преодоления их каждым ребенком и с каждым ребенком.
  Поразительный парадокс: я готовила урок для конкретных учеников, с мыслями о них, но именно их я «потеряла», разорвав те невидимые связующие нити. От былого благоговенья и следа не осталось. Даже тишина в кабинете и в школе стала угнетающей и тягостной. На смену радости пришла глухая боль. Нет, это невыносимо. Только не сидеть вот так, сложа руки. Не давать отчаянью и разочарованью обосноваться в душе надолго.
  Встаю, иду между рядами столов к книжному шкафу. Томик Пастернака открываю наугад. Как точно! Строки наполняются жизненным философским смыслом:   «Цель творчества – самоотдача,
                     А не шумиха, не успех…
                     Позорно, ничего не знача,
                     Быть притчей на  устах у всех…»
Подхожу к последнему столу. Здесь обычно сидит Аня…  Она чаще отмалчивается, но все выводы записывает аккуратно, выделяя главное рамочкой. Вот и сегодня, «заглянув» в её тетрадку, увидела аккуратные записи, подчеркнутые красным стержнем.
  А Игорь опять «витает в облаках». Конечно, даже тему урока не записал… Вика, смущаясь, всё ниже опускает голову к столу. Провела, чуть заметно, ладонью по волосам: выше голову, не вешать нос!
И тут все, один за другим стали возникать передо мной, как на мгновенной фотографии, фигуры и лица всех моих ребят. Даже голоса их услышала. И в глаза заглянула: немного растерянные у Саши, с хитрым прищуром у Егора, серьезные и внимательные у Данила.
 Возвращаюсь  к учительскому столу, поворачиваюсь лицом к классу и говорю, глядя прямо им в глаза: «Простите меня, ребята, за такой урок. Такого больше никогда не повторится…Только вместе, только в сотрудничестве. Только с верой в силы каждого… Только с любовью к каждому… а теперь мне бы хотелось с вами      поговорить о…»
  Давно это было. Но я нередко мысленно возвращаюсь к этому эпизоду. Он оставил в моей памяти и в моём педагогическом опыте серьезный след и преподнёс очень важный  урок. Урок на всю оставшуюся педагогическую жизнь.
  Урок, которого не было, но он так много значит для меня. Именно он во многом и определил главные заповеди моей  профессиональной педагогической деятельности: - ученик - такой же полноправный участник учебного процесса, как и учитель, а значит, его личность, его мнение на уроке являются  важнейшими;
-  нет «плохих» и «хороших» учеников, просто все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других;
- переход от формулы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о…»;
- чем меньше учитель на уроке говорит и делает сам и чем больше даёт высказаться и сделать ученикам, тем эффективнее учебный процесс;
- понимание того, что ученики  могут знать что-то лучше учителя; не знать что-то и ошибаться не стыдно – стыдно не пытаться думать и не признавать своих ошибок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий